Главная / Проза / Путешествие / Помятые записки

Помятые записки

Нелля Корт

Небольшое вступление о записках. Это не путевые заметки и не дневник. Это именно записки. Реально ли то, что описано в записках? Сюрреально. Путешествую я порою изрядно, но почему, спустя какое-то время, мысленно возвращаюсь и пишу именно об этих местах, я не знаю. Записки - скорее роман в обращениях и воспоминаниях. В них я позволяю себе поселится в Помпеях или Сиракузах и перенести туда место действия своей жизни. Или, например, я никогда не была в Египте и Британии, но пишу о них. "Воспоминание о Мальгузарских горах" написано спустя 16 лет после события, и я давно хочу нарисовать картину, но все как-то не получается. Фотографии трех моих картин и небольшая, отредактированная часть записок публикуются впервые.

Я перевожу немного с английского, когда мне кажется, что в том или ином переводе утрачена какая-либо мысль или настроение, поэтому в "записках" есть переводы.

С удовольствием упоминаю имена поэтов и художников, потому что без них нет культуры, а без культуры время теряет свои цвета.

Поживи, посуетись еще.
И, согревая дыханием эту холодеющую
Вселенную, язык помучай,
Поведай мою историю.

Шекспир

По дороге из Милана в Ниццу

По дороге из Милана в Ниццу высокие виадуки сменяются длинными туннелями. Каждый туннель и виадук имеют собственное название. Запомнила только одно - туннель Фуриозо.

 
Нелля Корт. 
 Итальянское побережье по дороге из Милана в Ниццу

Нелля Корт. Итальянское побережье по дороге из Милана в Ниццу

Не буду больше Вас тревожить,
Боюсь Вы занедужили,
А может быть работой заняты.
Мне жаль расстатся с Вами
Скоро так, не познакомившись
И без рукопожатья. Пора,
Флоренция весной прекрасна!
О, если б я могла в Уфицци
Затаится и остатся на ночь.
Бродить с фонариком по галерее,
Будто возвращая портреты к жизни.

Флоренция

Флоренция - это средневековое название города, которое сохранилось в русском языке.

Сейчас город называется Фиренци. Также как и 600 лет тому назад Флоренция очень привлекательна для художников. Например, там учился знаменитый немецкий художник Базелиц, картины которого занимают достойное место в коллекции Гугенхайма в Нью-Йорке. Во Флоренции, в одном из соборов, покоится Микеланджело, тело которого было похищено флорентийцами из Рима и перезахоронено. Там учился великий Леонардо да Винчи. Город имеет сложную топографию и расположен на холмах, поэтому, чтобы проиллюстрировать стихотворение Блока нужно смотреть не фотографии города, а картины флорентийских художников. Очень советую в галерее Уфицци откажитесь от экскурсовода, но обязательно посмотрите в подвальном этаже выставку приспособлений и пособий Флорентийской художественной школы. Требования к учащимся были очень строгими и художники-студенты выполняли сложнейшие учебные упражнения. Это надо увидеть.

Пушкин и Крит

Помните "мимо острова Буяна"? Пушкин, учивший греческий и латинские языки, и античную литературу вполне мог называть Буяном Зевса-Юпитера. Зевс, согласно античным мифам, родился на острове Крит, в одной из пещер массива Дикти. Остров Крит достоин всяческого внимания не только как историческое место, где развивалась Крито-Минойская культура, но и как уникальная географическая страна, в которой соединились Европа, Азия, Африка. На Крите, недалеко от Ираклиона в горной деревушке, родился Доменикус Теотокопулос, прозванный в Испании Эль Греко. Аэропорт Ираклиона носит имя Казанзакиса, который тоже родился на Крите. Критяне любят Казанзакиса и гордятся им. Многие знают фильм «Зорба», снятый по его книге «Житие и деяния Алексиса Зорбаса». Также, он автор романа «Последнее искушение», по которому был снят фильм «Последнее искушение Христа».

Нелля Корт. 
 Пушкин

Нелля Корт. Пушкин

Я написала картину "Пушкин" в 2003 году, в марте. Это масло на хлопковом холсте, размером 50 на 70 см.

Чаадаев и Пушкин

Если вы читали переписку Чаадаева, то знаете, что его письма часто, до невозможности, скучны, длинны и нудны. Мое терпение позволило наткнутся на фразу в письме к Пушкину: „Жду от тебя милого и длинного письма“. Представляю, что немилого и короткого мог написать Пушкин.

Здесь не о чувствах речь.
Нет. Здесь речь о чувствах.
Чадаев прав.

Помпеи

Между Флоренцией и Помпеями пропасть времени. Создается иллюзия, будто провалились в другую эпоху. Я видела карту, выполненную в 1810 году Генри Вилкинсом ( Henry Wilkins ) на которой ясно видно, что Помпеи расположены на одном из боковых кратеров Везувия. Побывав там, можно в этом убедится. Место это приподнятое и удовлетворяет одному из главных принципов градостроительства античных времен.

В Помпеях больше вопросов, чем ответов. Например, почему так много фресок с изображением амурчиков (итальянцы называют их аморетти) занятых разными ремеслами. У меня есть предположение, что в глубокой древности жители островов средиземноморского бассейна, страдавшие от разрушительных землятресений и цунами имели обычай дарить своим детям крылышки, специально изготовленные, чтобы, в случае опасности, дети, буквально, могли улететь на них как птицы и спастись. Может быть это отголосок Атлантиды?

В доме Фавна есть мозаика батальной сцены "Битва царя Македонии и Греции Александра с царем Персии Дарием". На ней довольно подробно изображены оружие и аммуниция, видны породы коней с обоих сторон и можно различить национальную принадлежность участников. Причем, Помпеи являются городом Римской империи, а не греческого государства. Возникает вопрос, кто мог заказать такую картину для своего дома? Откуда художник знал подробности, которые изобразил? Может быть там жил потомок участника этой битвы? Или армейские разведчики составляли подробнейшее описание деталей рекогносцировки специальными чернилами на коже. Как восстановить реальный хронологический порядок, когда была эта битва и когда погибли Помпеи?

Флоренцию оставив лечу в Помпеи.
Руины ждут прикосновений кисти.
Там я изучу, ни этот град
Богатый в старине веков,
А что под ним. Там старый кратер.
На кладбище жилых домов
И площадей, закусочных,
Домов публичных, бань
Народу нынче много. Влечет
Очарование руин, в раскопках
Обнаженных.

Памяти Китса

Те дни на дно упали Леты,
Часы остыли в темном иле,
Минуты потеряли цвет.
Иль? Нет. Те времена
По волнам не уплыли,
Река твой дар не приняла.
Привет, приятель, как дела?

Бонн

На краски скупо небо, мокр асфальт,
Частенько Бонн таков. А ежедневная
Моя дорога проходит мимо погребальной фирмы.
Ее огромные витрины рекламируют товар и сервис.
Сейчас стоит из серого гранита стелла, в два метра
Высотой и несколько разнообразных урн для праха:
Кувшинчик мраморный, из туфа черный ящик с крышкой.
А в год 2005-ый висел оранжевый плакат
С изображением рукопожатья над дохлой уткой.
Прошлой осенью стоял макетик маяка.
Тоскливо, несмешно, пока.

Говорят, что в Бонне есть несколько, грибных на Интернет, мест. Знакомый приятель отключился от старого провайдера и, пока ждал нового подключения, каждый день ездил в одно место с PDA и там сидел на улице и работал в сети сколько надо.

Фабрицио

Фабрицио, от Вас в воспоминанье остались
Только вежливость и грусть. Вернусь,
Вернусь на ту скамейку в Сиракузы,
Чтоб согрется рядом с морем,
Запахом морским и шумным плеском.
Здесь даже непогода веселей, чем Вы.

***

Назначьте мне свидание, Фабрицио.
Я не испорчу Вашей жизни,
Буду ненавязчива и на свиданье не приду.
Верней приду, но буду прятаться
Глазами жадно Вас преследуя
И наслаждаясь. Хочу Вас видеть,
В очах огромных Ваших отражаясь.

***

Пожалуй, нет, сегодня я не рвусь
В Египет. Не привлекает древностей
Собранье. Пески, колодцы, бури
Пыльные, дороги, бездорожье,
Рощи пальм. Тоска. Хотя,
Быть может, в предзакатный час
В палатке бедуинов, средь
Кочевников, мы встретится
Могли б нечаянно, Фабрицио.
Опять я вспомнила о Вас
За чашкой, ну допустим, чая.

Данте

У памятника Данте*, что в тени
В весенний полдень, много птиц.
Рассыпали для них зерно.
Они его клюют, потом взлетают
На, залитые солнцем, крыши.
Там пьют из сточных желобков,
Что поутру наполнил дождь.
Потом летят над городом,
Поодиночке или стаей небольшой,
Не забывая Данте Алигьери.

* имеется в виду памятник в Вероне.

Данте родился во Флоренции. Там ему, как и во многих других городах, поставлен памятник. Хотя из Флоренции его изгнали с позором. Данте не был чужд политике. В его время политические баталии разыгрывались между гвельфами и гиббелинами, а сейчас за места в структурах власти „дерутся“ демократы, коммунисты, клерикалы и т.д.

Греческий театр на Сицилии

Нелля Корт. 
 Греческий театр на Сицилии

Нелля Корт. Греческий театр на Сицилии

В театр греческий, что на Сицилии
Сейчас же, нет лучше завтра днем
Подамся. Возьму сидение складное,
Буду долго место выбирать и тщательно,
Будто для живописания. Наконец, найду.
Присяду в сени дерев. Выдумаю
Сцену для этого театра;
Сначала пусть трибуны оживут,
Потом на сцену соберутся дети
И в классики сыграют на древних плитах.

Сиракузы

Город совершенно очаровал меня. Время здесь будто застыло. Захотелось поселится в нем. Здесь жил инженерный гений Архимед. Экскурсоводы показывают храм Святой Девы Марии, который был переделан из храма Афины. Улицы в Сиракузах широкие, чувствуется, что это, хоть и исторически, но столичный город. Очень красив источник пресной воды Аретуза, который находится всего в двух десятках метров от моря, рядом маленький скверик, скамейки давно не чищены и засижины голубями.

На территории Сиракуз есть археологическая зона, ее называют Сицилиан Парадиз, там расположены два театра: римский и греческий. Для актеров в огромных природных туфовых стенах выдолбленно много пещер. Проведены арыки, в них течет чистая вода. Есть даже специальные пещеры для постановки опер, там всегда прохладно и хорошая акустика. Место это совершенно неожиданное и удивительное. Сицилийцы любят ездить туда. Сицилия ла белла (Сицилия прекрасна).

Нелля Корт. 
 Сиракузы

Нелля Корт. Сиракузы

Нелля Корт. 
 Сиракузы

Нелля Корт. Сиракузы

***

В Венеции средь многих лиц я не найду Вас.
Тем более что в Риме Вы сейчас.
И даже зная, наверняка, где Вы,
Я все-равно искать Вас буду, где хочу:
В Венеции или в Помпеях, по настроению.
Мне просто нравится искать там что-нибудь,
А заодно и Вас. Стою, толпу обшаривая взглядом
На площади Сан-Марко или одна среди руин.

В Таормине

Нелля Корт. 
 Вид на море из Таормины

Нелля Корт. Вид на море из Таормины

В Таормине висела афиша с объявлением о предстоящей выставке футуристов. Люблю футур. Почему-то это направление популярно только в Италии и России.

 

Пиромания

Какая ночь, о, молчаливый рыцарь.
Луна, со странною внимательностью,
Слушала, как Вы перебирали струны
Гитары, в очах прекрасных Ваших
Серебрясь, потом печально уплыла.
А после только звезды с небес внимали
Тишине. Замерзла я в развалинах помпейских.
Холод меня заставил в музее
Разжечь огонь.

Встреча в „аду“

Представление об аде у европейцев, во многом сформировались под впечатлением вулканических районов. Практически вся Италия с островами это огромный вулканический край. Итальянцы к своим вулканам привыкли. Симпатичная офицантка с Украины рассказала, что все вокруг в Гардини-Наксосе было покрыто серым пеплом, как снегом и пахло гарью, так продолжалось почти месяц пока Этна извергалась.

Нелля Корт. 
 Стенка центрального кратера Вулькано

Нелля Корт. Стенка центрального кратера Вулькано

Недалеко от Сицилии есть группа островов. Самые большие из них это Стромболи, Липари, Вулькано. Можно купить экскурсию за 40-50 евро и на целый день уплыть туда. В бухте Мессины стоял вместительный корабль, который брал на борт до двухсот человек. Признаться честно, я побаиваюсь морского транспорта, так что, пока мы плыли, мне показалось, будто волны были огромными, хотя, наверное, это не так. Где-то через час мы прибыли на остров Вулькано.

Сразу видно, что Вулькано по возрасту подросток, кратер у него сравнительно невысокий, а борта его довольно крутые. Неподалеку от кратера есть фумаролла, небольшая серно-грязевая лужа, в которой купаются туристы. Вокруг лужи много выходов газов, они отмечены кристалликами серы. Если на них наступить, то можно обжечь ноги. Удобств там никаких, метрах в 30 от грязевого озерца, есть душ, где за монетку в 2 евро, секунд 30 течет вода. Все желающие сидят в теплой грязевой луже, а потом идут, по острым камням и вулканическому крупнозернистому черному песку, смывать грязь в соленом и холодном (после теплой фумароллы) море. Конечно, не каждый может похвастаться, что купался в фумаролле. Так что для меня это была экзотика, да еще какая. Фумаролла пахла серой и побулькивала. Я влезла туда, было приятно тепло. Совсем забыла, что на корабле нас предупредили, стараться, чтобы сера не попала в глаза. Я взяла пригоршню грязи и омыла лицо. Боже, что тут началось... Влажная грязь затекла в глаза, я вскочила и застонала от боли. Выбежав из лужи я не знала, что делать. Боль была нестерпимой, вдруг кто-то с мягким акцентом сказал: „Подставте руки“. Сквозъ невозможную боль я увидела большую пластиковую бутыль с водой, подставила ладони и начала судорожно промывать глаза газировкой. Делала я это долго, пока вода совсем не кончилась. Моим спасителем оказался высокий, очень худой, как мне показалось, старик. „Как вас зовут?“, спросил он. „Нелля, а вас?“, он засмеялся: „Пиро“(в переводе с греческого „огонь“).

Давайте сново встретимся,
На том же месте, но ночью. Вы согласны?
Я жду Вас. Тепло. Свет фонарей
За Аретузой где-то.
Ну вот и Вы. Садитесь где-нибудь,
Не рядом, но поодаль.
Вы видите меня? Я Вас не вижу,
Но чувствую. Все заняты скамейки.

Фабрицио как-то рассказал мне историю. Человек он серьезный и у меня нет оснований не верить ему. Хотя ... Ну, все равно, вот она.

Когда я был совсем молодым человеком, то по делам служебным, попал на Сицилию. Да, да, в деревушку Гардини. Было это зимой, хотя на Сицилии всегда много туристов, особенно, когда извергается Этна. Так вот в Гардини-Наксосе была первая на острове греческая колония. Сейчас на ее месте археологический музей и парк. Древние здания совсем не сохранились, есть только небольшие остовы. Располагая временем я пошел туда. В археопарке было совсем безлюдно. Этна курила, дымный шлейф окутывал ее вершину. Вдруг сердце мое забилось, я увидел девушку неописуемой красоты в странной одежде, похожей на длинный хитон. Она стояла у таблички «Храм Афродиты». Я остановился как вкопанный, глядя на нее. Неожиданно ее глаза метнули голубую молнию. Я почувствовал будто грудь мою обожгло огнем. Я вскрикнул, а девушка исчезла, будто и не была. Придя в отель я увидел, что одежда моя прожжена на груди и там, где сердце, остался шрам, как от ожега.

***

Вы кажетесь обиженным, Фабрицио.
Меня в душе Вы, кажется,
Недобрым словом помянули
И в сторону мою не смотрите.
Превратности такого чувства
Не описаны в романах
Ваших. Да, кстати, мне
Не хватает книг своих,
Не вышлете ль немного Ваших?
Я буду прикасаться пальцами
К следам от Вашей ручки. Ваша .

***

Horatio: Never believ it.
I am more an antique Roman, than Dane:
Here`s yet some liquor left.

Shakespeare «Hamlet».

***

Сижу на пороге, уже родной, Помпейской
Будки. Вдыхаю лунный свет. Не сплю,
Не ем. Еды ведь нет. Есть соль, вода
И скоро вырастут три апельсина
На дереве одном, которое я втайне наблюдаю.
Все мысли о еде и, Вы догадливы,
Фабрицио, о Вас. Жду Вас. Скучаю.
Может не помру от скуки. Люблю
Луну и кабальеро одного, который
Занят, ловит что-то в Эфировых морях.

Воспоминание о Мальгузарских горах близ Самарканда

Однажды ночь меня застала
На высоте, вершине перевала пустынных гор.
Меня и звездную дорогу разделяло
Тончайшего шифона* покрывало летящих облаков.
Вокруг, с ладонь величиной, светились
Полною луной стекляшки родников.
Все это было много лет назад,
Но те же звезды мне с небес горят в краю чужом.

* Еще в советское время вся базарная улица в Маргилане была увешана тысячами расцветок шифона - тончайшей прозрачной тканью из чистого шелка. От малейшего дуновения ветра ткани начинали взволнованно шевелится. Красивое зрелище.

Из Байрона

Печали ночи нет конца.
Любя безмолвствуют сердца.
И лишь скитальцами вдвоем
Под лунным взглядом мы бредем.
Внезапно, как клинок из ножен
Из тела вырвалась душа,
А это лишь любовь заснула.
Должны брести мы неспеша.
Влюбленным ночи отданы,
Но день вернется очень скоро.
А что потом? Мы побредем
Скитальцами под свет луны.

Фергана

Нелля Корт. 
 Дерево долины

Нелля Корт. Дерево долины

Это мой родной город. В Фергане живут замечательные художники. Я рада, что когда-то заказала картину Ирине Батовой. Несколько слов об Алишере Хамидове, это художник-абстракционист. Я видела всего три его работы "Текиловый рассвет", "Вечер в Кок-Илоне" и "Кошка". Мне очень хочется передать ему, что я жду его новых работ и мне жаль, если он не пишет.

Картина "Дерево долины" написана маслом на хлопковом холсте 40 на 50 см.

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 3 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Комментарии

Нелля Корт. Помятые записки

мне особенно кусочки-рассказы понравились. и спасибо за выкладку работ.

амели