Алгебра Гармонии
Имя голландского художника Мориса Эшера может ни о чем не говорить лишь до того мгновения, когда первый раз увидишь его картины. И тут - как вспышка, как озарение, - видел, знаю! И на ум приходят занятные, дивные, гипнотизирующие картинки из "Занимательной физики" Перельмана, изданной в далекое советское время. Парадоксальное пространство, нереальный мир, невозможный и такой манящий этой невозможностью. Где можно увидеть весь куб сразу, где исчезло, а вернее сказать - где и не было никогда понятия "обратная сторона". Идешь вверх, - а приходишь вниз, к началу пути, хоть и не сворачивал никуда, и шел против земного притяжения.
В мечтах своих родителей Морис Эшер должен был стать архитектором. Но, как это часто случается с теми, кого впоследствии называют гениями своего времени, судьба обделила его здоровьем. Да и учился он ещё в школе из рук вон плохо. Давалось мальчику только рисование, зато как! Школьный учитель помог Морису освоить искусство создания гравюр. И вот, в 1917 году, когда Эшеру было всего 19 лет, были отпечатаны первые его гравюры. Позднее Эшер берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество.
Эшер был влюблен в южную Европу. Увиденные им в Испании арабские узоры оказали значительное влияние на его творчество. Там же, на берегах Средиземного моря, встретил Эшер и свою любовь - Джетту Уиммикер. Одновременно с началом семейной жизни, к Морису приходит и слава. Выставки следуют одна за одной, а в 1929 году одна за одной проходят пять (!) персональных выставок Эшера в Голландии и Швейцарии. В это время впервые о его картинах стали говорить, как о "механических", логических. Творчество Эшера становится протестом против извечного трехмерного пространства, воплощением дерзкой неевклидовой геометрии Лобачевского, где параллельные линии непременно встречаются, в искусстве.
Кто-то может подумать, что подобные картины мог бы создать лишь безумный математик, сделавший игру в парадоксы своим жизненным кредо. Но нет, ещё раз повторюсь, - Морис Эшер не был математиком и так и не получил не только математического, но вообще какого бы то ни было специального высшего образования. Наверное, потому и хватило ему дерзости, смелости воплотить в своих гравюрах то, что ученые-математики лишь обозначают в своих трудах на уровне общих моделей, концепций, прикрываясь тем, что это - просто обобщения, позволяющие подвести под одну мерку точку, линию, плоскость и куб... Но Эшеру этого мало. И он показывает всем - вот как выглядят эти умозрительные модели, отражаясь в нашем мире. И на реальных, осязаемых гравюрах, в привычно прямоугольных залах музеев смотрят на нас односторонние поверхности и лестницы, ведущие к своему началу, дома, в которых стены не отсекают комнаты от улицы, а служат мостиком из одной половины пространства в другую, превращаюшиеся в плоские узоры крокодильчики, выползающие на книгу с узора на листе бумаги... В этом мире возможно всё, даже вечный двигатель, питающий сам себя - и ведь здесь, на картине Эшера, в его мире право этого замкнутого водопада на жизнь не вызывает никаких сомнений!
Эшер играет симметрией, самоподобием, строит причудливые мозаики. Математики стали активно использовать его картины для иллюстрации своих научных работ, он открыл для них дверь в мир, порожденный самой дерзкой и фантастической наукой - математикой. Вот что писал в 1957 году Морис Эшер о взаимосвязи математической науки со своим творчеством:"Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней." Нам же остается только восторгаться этим садом, идти по нему, неспешно, вдумчиво вглядываясь в каждую картину, в каждую страницу творчества гения, стараясь забыть о мире, который вокруг - чтобы хотя бы на какие-то мгновения ощутить себя частью реальности, в которой относительность стала абсолютным принципом, и понятия направлений, граней, самого времени искривляются, стираются.
Говорить о самих картинах можно долго, но занятие это неблагодарное - в этом случае совершенно точно звучит русская пословица, что лучше "один раз увидеть, чем сто раз - услышать". А тем более - прочитать.
За сим оставляю читателя наедине с творчеством гения, чтобы он сам мог составить свое мнение об увиденном, подумать, пофантазировать, помечтать...
Голосование
Ваш комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесьКомментарии
Спасибище Вам! Радости и любви желаю.
Статья очень понравилась. Заинтересовалась творчеством Эшера, потому что сделеала квилт по законам симметрии Эшера, хотя, конечно, у меня все проще. Еще раз спасибо за статью.
Я впервые встречаюсь с творчеством этого художника.К сожалению статью я не прочёл; меня поразили картины!Они действительно захватывают... Спасибо Вам.
Очень понравились картины. Некоторые из них знакомы мне давно. Так интересно разгадывать секреты кубов и лестниц, замкнутых линий. Эшер -Художник, выходящий за грани пространства.
Очень интересный материал!Давно искала картину с лентой Мёбиуса!Огромное спасибо!