Главная / Школьные сочинения по литературе / Сочинение по «Слово о полку Игоревом»

Сочинение по «Слово о полку Игоревом»

Загадочная история нахождения рукописи «Слово о полку Игоревом», или как гласит его полное название - «СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЪ ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА» издавна будоражит воображение ученых."Слово" обнаружили в начале 1792 года,по прошествии восьми лет, для императрицы Екатерины Второй его напечатали. Нет ясности, в каком монастыре Мусин-Пушкин приобрел сборник "Хронограф" со “Словом”: в Ярославле у архимандрита Иоиля, в Спассо-Ярославском монастыре, или в Пскове - в Пантелеймоновом монастыре, т.е. на востоке или западе европейской части России. Единственный полинный список Слова погиб в пожаре Москвы в 1812 году.

Обретенная и снова утерянная рукопись принадлежит к одной из высочайших вершин древнерусской литературы. Она оказала глубокое влияние на всю русскую культуру, причем мы не всегда даже осознаем источник этого влияния.

Мзыкальный инструмент баян, на котором играют по всей России получил название от древнего певца — Бояна,несмотря на то, что ученые и сейчас спорят о том, кто же это был — то ли придворный княжеский певец Ян, про которого неведомый автор сказал «Боян бо вещий, аще кому хотяшепеснь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли,шизым орлом под облакы...»

Да и выражение - «...растекашется мысию по древу...» мы часто упоминаем, не всегда в положительном смысле, не подозревая, что неведомый нам Боян смотрит на Мировое древо — крона которого — Высший, верхний мир — обиталище богов, ствол — наш мир, а корни — Подземный мир. И, следовательно, составляя песню Боян смотрит в Настоящее, Прошлое и Будущее, прозревая всё.

О чем эта книга ?

Поход Игоря, как известно закончился поражением. В литературе не так уж много произведений, посвященных поражению в битвах. Автор укоряет своих современников — князей, которые не помогли Игорю защитить Землю Русскю от половцев, укоряет в том, что нет у них единства, даже перед лицом грозы со стороны Степи.

Автор показывает ширину своего исторического знания — он осведомлен обо всех князьях и землях вокруг Руси и дает каждому из них характеристику. Он с горечью пишет -
«Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась...»

Поход начинается и продолжается при зловещих предзнаменованиях:

«Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа - велит послушати земли незнаеме, Волзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе,тьмутораканьскый болван!»

Не поставленв в известие и русские князья.

Но храброе войско идет к Дону, где бьется с врагами. Сначала удача на стороне русских - «С зарания в пяток потопташа поганыя полкы половецкыя и, рассушясь стрелами по полю,.. .»

Далеко зашло войско, стали лагерем, дремлют в поле.

"Другой день начался с кровавых зорь, быть грому великому, веять стрелами с Дона дождем". Со всех сторон «половци идуть от Дона и от моря; и от всех стран Рускыя полкы оступиша. Дети бесови кликом поля прегородиша,...»

Но русские полки не дрогнули, каждый воин сражался рядом со своими князьями и никто не побежал, воя от страха. «...С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаеме, среди земли Половецкыи».

Три дня днем и ночью идет битва и вот, под натиском превосходящих сил :

«...третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста; ту пир докопчаша храбрии русичи...»

Как современно звучат слова древнего летописца - «... Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: "Се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" молвити, а сами на себе крамолу ковати. А погании с всех стран прихождаху с победами на землю Рускую...»

Автор помнит, как грозный Святослав «притрепетал своими сильными полкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую...а поганаго Кобяка.. .- и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли...»
Весть о победах Святослава пронеслась по всей земле - «Ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святославлю,»

Рсская земля осуждает Игоря, что он глубоко зашел на землю Половецкую, первые успехи вскружили ему голову и вот «. Уныша об градом забралы, а веселие пониче...»

В эти грозные времена автор обращается ко всем князьям Русской земли:"...Великый княже Всеволоде!.. .Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти.», «Ты, буй Рюриче и Давыде!...? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, акы тури,» … «Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота,...»

Но тщетны упреки, нет помощи от соседей, никто не отзывается на призыв :

«.... Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!...»

Наоборот : «. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи".

«...О, стонати Руской земли, помянувше первую годину и первых князей!...»

Автор дает один из первых образов русской женщины, страдающей от разлуки со своим ладо, женщины, которую снедает тревога о неизвестной судьбе воинов, ушедших с Игорем.
«...Ярославна рано плачет в Путивле на забрале...» Она обращается ко всем стихиям, укоряя их почему ветры помогают половцам метать стрелы на воинов Игоря, она укоряет даже Солнце - «..."Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси. Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? В поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою им тули затче?" ",» она умоляет Днепр принести к ней Игоря, «Возлелей, господине, мою ладу ко мне, "

Оказавшись в плену, Игорь не пал духом, ни секунды не оставляет мысли о побеге — он мысленно намечает путь бегства, понимая, что по его следу помчатся половцы, что бы не дать ему уйти. «Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великаго Дону до малаго Донца...» Обращается он мыслью к рекам и ручьям, вспоминает, что «река Стугна; худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругы ростре на кусту, уношу князю Ростиславу затвори Днепрь темне березе.» Здесь говорится о смерти молодого князя Ростислава, потонувшего в реке Стугне.

Гзак и Кончак, вожди половецкие грозят расстрелять сына Игоря «стрелами золоченными», а того лучше привязать Игоревича чарами девичьими, красотой дочери Кончака. «Аще его опутаеве красною девицею, ни нама будет сокольца,ни нама красны девице." Но хитрый план не удался - они остались и без соколенка и без красной девицы.
Побег Игоря удался. Овлур, половчанин помог ем и вот «Игорь едет по Боричеву к святей богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели.»
Множество тайн и загадок хранит в себе текст этой древнерусской воинской повести. С его страниц глядят на нас загадочные славянские и половецкие боги и чудовища, божества ветров и рек, звенят харалужные мечи и шеломы. Неизвестен и автор «Слова», по традиции не написавший о себе ничего. Много есть претендентов на авторство,от княжны Милославы до сына половецкого хана Кобяка, но твердых доказательст нет.
Но во все прошедшие века и ныне и впредь остается патриотический призыв - «За Землю Русскую!»

Использованная литература: - Древнерусский текст Прозаический перевод на современный русский язык.

Перевод В. А. Жуковского

 

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 2 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь