Главная / Школьные сочинения по литературе / Сочинение по произведению Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение по произведению Булгакова «Мастер и Маргарита»

О чем же этот роман? В своё время он был запрещен, его тайком провозили из «вражеского окружения», там его печатало антисоветское издательство «Грани», и не только оно. За его публикацию расстался с местом главного редактора Нового времени поэт Твардовский, которого никак не обвинишь в антисоветизме.

Кто же герои этого романа, вызвавшего столько споров, которые продолжаются и поныне?

Иешуа Га-Ноцри, таинственный Мессир Воланд, его дьявольская свита, или просто люди, которых испортил «квартирный вопрос»? Или всё же центральная его фигура — Мастер, который не в «то время, не при тех обстоятельствах» начал писать о трагической судьбе Иешуа? Спутницей которого является Маргарита, отринувшая все, чем жила до сих пор и пошедшая за своим Мастером на смерть, чтобы только Его творение сохранилось?

Да, все они герои и персонажи романа огромной силы, романа, завершившего творческю судьбу Булгакова.

Сам писатель, доведенный до отчаяния травлей со стороны бездарных писак, сбившихся в злобную свору шавок под названием РАПП которю он отлично изобразил им под названием «МАССОЛИТ», пишет Сталину :

«... "Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым получен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать.

И я заявляю, что пресса СССР совершенно права...»

Только вмешательство Сталина, которому понравилась пьеса «Дни Турбиных» позволила Булгакову работать в театре, но не избавила его от дальнейших нападок критиков и литератрных чиновников. За границу его тоже не пустили. Недаром Маргарита громит кабинет критика Латунского, наверно и сам Булгаков с удовольствием сделал бы это.

В этом рамане действие разворачивается в нескольких планах. В I тысячелетии нашей эры, Понтий Пилат, всадник Золотое Копье мечется между тяжкой волей далёкого, но все видящего императора и яростными фанатиками, требующими казни Га Ноцри. Другой план показывает нам таинственного Мессира Воланда, взбаламутевшего писательское болото, иронией дышат страницы, посвященные разгрому «нехорошей квартиры» доблестными чекистами. Автор ведет нас то в сумасшедший дом, показывая нам начало «карательной психиатрии», то на Великий бал у сатаны, и все эти разноплановые действия скрепляются фигурой Мастера и его Маргариты.

В образе Маргариты видны черты жены самого Булгакова. Елена Сергеевна, урожденная Нюрнберг, была его третьей женой.

Выйдя первый раз за сына знаменитого артиста Мамонта-Дальского, потом состоялся её брак с Шиловским — генерал-лейтенантом Красной армии. Но, как писала сама Елена Сергеевна своей сестре Ольге: - «но все-таки я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне. Или вернее так, иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень. При этом ты не думай, что это является следствием каких-нибудь неладов дома. Нет, у нас их не было за все время нашей жизни. Просто, я думаю, во мне просыпается мое прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам и т.д. и т.д...» И несколько позже, объясняя свой разрыв с мужем, она пишет: « "Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва … Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я первый раз вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что.»(Из писем Елены Сергеевны Булгаковой своей сестре Ольге Сергеевне)

Так же как и Маргарита, она ушла от тихой, обеспеченной жизни к писателю, который не купался в роскоши как «красный граф» Алексей. Нет, она ушла к полузатравленному Мастеру, произведения которого замалчивались, а те, которые доходили до зрителя и читателя коверкались и подвергались переделкам.

Все персонажи, выведенные в этом многоплановом произведении не похожи на обычные, ходульные изображения героев и злодеев. Особой, центральной фигурой, олицетворением Зла должна быть фигура Воланда, но...
Его проверка «нормальности» обитателей Москвы обнажает всю их сущность — жадность, порок, и каждый из них получает воздаяние в «силу своей испорченности».

Самыми чистыми и «лучезарными» красками в романе изображены Мастер и Маргарита. Несмотря на все невзгоды, обрушившиеся на них они не сдались, не пошли на поводу «Латунских», а пронесли свои убеждения до самой смерти. Мастер немного дрогнул, сжег свой роман и, поэтому он «не заслужил Света, он заслужил Покой». Но навечно, в тихом домике будет с ним его Маргарита, спасшая этот роман, хотя и рукаами Воланда.

Великий бал у Сатаны — центральная сцена романа, завершившая многие сюжетные линии, вплетенные в один клубок. Злодеи получают заслуженное наказание, участь несчастной Фриды несколько облегчена, а Мастер и Маргарита получают свой «Покой»

Автор подробно описывает подготовку Маргариты к балу. Можно подумать, что Булгаков изучал сатанистские ритуалы, настолько это все подробно и жизненно. Да и сам бал написан вполне реалистично,  «...Но тут вдруг что-то грохнуло в … камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях». Недаром и в наше время «нехорошая квартира» служит местом паломнгичества неуравновешенных личностей.
Образы фальшивомонетчиков, самой госпожи Тофаны, чья «Аква Тофана» (Вода Тофаны — яд без вкуса и запаха, исторический факт) унесла больше жизней аристократов, чем иная война, образ Фриды, решившейся на детоубийство, под давлением жизненных факторв так и стоят перед глазами.

Но вот блестящий бал окончен и что же видит Маргарита?

«Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее»
Воланд покидает Москву, но следы его пребывания остаются навечно.

В своём блестящим романом, ставшим классикой ХХ века Булгаков показывает картины Нового Ершалаима, прощение Понтия Пилата, Левий Матвей дарует Мастеру и его жене «покой». Мастер не «заслужил Свет», Рай только для святых, а Мастер не забыл свою грешную любовь к Маргарите, не желает продолжать свой «ненавистный» ему роман о Понтии Пилате.

Показательна дальнейшая судьба поэта Ивана Бездомного. Вроде бы все хорошо -он бросил писать бездарные вирши, стал сотрудником Института истории и философии, но...

«Раз в год непомерной красоты женщина» выводит обросшего бородой человека по лунной дорожке вверх.

Таким образом финал романа не может быть однозначно истолкован, он таинственнен, как и его герои.

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 3 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь