Древнерусский орнамент

Наталья Горская

Я думаю, многие согласятся со мной, в том, что орнамент, как и любое другое народное творчество, является отражением культуры, нравов, устоев своего времени. Орнаментальное искусство, на мой взгляд, очень уникально, его можно воспринимать как своего рода дневник, только нужно научиться его читать.

Конечно, в древнерусском орнаменте, как и во многих других, есть множество мотивов, которые были заимствованы у других народов, в частности из византийского искусства и искусства востока. Но при этом, в орнаменте Древней Руси прижились только те мотивы, которые были близки и понятны русским мастерам. Многие мотивы и орнаменты были изменены и, отражая теперь уже русскую культуру, полюбились мастерам и стали неотъемлемой частью русского декоративно-прикладного творчества.

Один из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов - «звериный» мотив. Как и в византийском искусстве, на Руси, звери, изображенные в орнаментах, были наделены, в основном, положительными качествами. Например, змей-дракон, олицетворяющий молнию, считался покровителем жилья и огня. А, изначально византийская плетенка стала настолько сильно развиваться на Руси что, довольно скоро приобрела самостоятельные художественные черты.

Древнерусские мастера также использовали для создания орнаментов пришедшие в Византию и восточные страны античные мотивы. В древнерусском орнаментальном искусстве прижилось переработанное изображение сказочной птицы Сирин и получеловека – полуконя Кентавра. Также можно встретить орнамент из пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба, узоры трав, пропущенных через корону, гвоздику, опахало, кипарис, гранатовое яблоко.

Мастерам древней Руси удавалось создать гармоничные орнаменты из настолько разнообразных, иногда несимметричных и насыщенных мотивов. Возможно, эта гармония достигалась именно благодаря тому, что все черты использовавшихся мотивов других стран смягчались и перерабатывались.

Орнамент в древней Руси использовался как украшение одежды, дома, предметов быта, интерьера, и других всевозможных предметов. Однако, не смотря на это, орнамент очень часто имел не только эстетическое, но и символическое значение.

Многое в орнаменте древней Руси шло от воззрений язычества, наделялось особым смыслом и значением, и должно было ограждать человека от всего дурного.

Например, древнейшие мотивы изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, круг) являлись условными символами солнца и считались священными изображениями.

Кроме геометрического орнамента, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы — водную стихию. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека.

Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Из всего богатства мотивов орнаментального искусства Древней Руси, все-таки можно выделить самый популярный мотив – растительный. Растительный мотив присутствует в основе всех орнаментов Древней Руси. Самый распространенный из них мотив вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в круги, образованные отростками.

Особенностью древнерусского орнамента являются надписи, выполненные декоративным письмом. Очень часто вписанные в круг, ромб или полосу они иногда служили основным, или даже единственным украшением предмета.

В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид орнамента, имеющий, кроме декоративного, также и особое значение - это герб. Гербы были очень популярны и использовались для узнаваемости социального статуса человека, которому они принадлежали.

Для определения имен владельца предмета не менее важную роль играла и монограмма, В XVIII и XIX вв. они изображались в таком сложном переплетении резных и чеканных букв, что монограммы, подобно гербам, часто служили единственным украшением ювелирного изделия.

Орнаментальное искусство Древней Руси играет очень большую роль как в развитии декоративно-прикладного искусства на Руси, так и искусства в целом. Орнамент – это уникальный инструмент, который достоин, существовать как самостоятельное направление искусства.

К сожаленью, на сегодняшний день, прогуливаясь по городским улицам практически не возможно встретить древнерусский орнамент, зато можно вдоволь насладиться им уехав в глубинку. Во многих деревнях и по сей день можно встретить праздно украшенные древнерусским орнаментом избы. А для тех, кто хочет познакомиться с искусством орнамента, не уезжая далеко, существует множество музеев орнамента, ну и, конечно же, можно воспользоваться нашим большим помощником в поиске информации – глобальной сетью Internet.

Горская Наталья.

www.artgalery.ru

 

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 5 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Комментарии

Наталья Горская. Древнерусский орнамент

Приветствую автора!Не соглашусь с тем что Древние Русы заимствовали у Византии что-либо.Византийцы не могли придумать элементарные штаны.Скорее византийцы заимствовали многое у Русов.Что косается "звериных" мотивов в Древнерусском орнаменте здесь скорей соседство с кочевыми народами. С уважением!...

слава

Наталья Горская. Древнерусский орнамент

Об орнаменте Древнерусском не сказано по сути ни слова. (До крещения Руси) Речь в статье идет о средневековом книжном (типографском) орнаменте, действительно пришедшем в русскую культуру из византии, востока и европы. Древнерусский орнамент существует и поныне в изделиях мастеров из северных и центральных областей России куда не дошла ни православная, ни светская, ни советская культура. Самые жизнестойкие образцы с семантическими мотивами времен палеолита - земля и небо, свет и тьма, дух и тело, огонь и вода передаются в основном через шитые узоры одежды, элементы утвари, резьбы по дереву. Книжные украшения перешедшие с византийских рукописных книг в славянские так и не стали шедеврами книжного искусства, как бы их не превознасили искусствоведы. Другое дело иконопись, но и тут речь может идти о работах XVI-XVII веков.

Юрий

Наталья Горская. Древнерусский орнамент

хорошая статья.Написанна понятно, без лишней воды.Очень помогла мне в моей педагогической деятельности. Пожалуйста отправляйте новые статьи на мой сайт. Спасибо.

валентина

Наталья Горская. Древнерусский орнамент

Статья помогла мне к экзамену подготовиться, спасибо.:)

Марина

Наталья Горская. Древнерусский орнамент

Спасибо большое за статью, она очень интересна! Мне очень помогла эта информация в одном очень важном деле!

Настёнка