Terra Cotta
***
– Ты когда-нибудь любил?
Она спросила это шепотом и передала мне прикуренную сигарету. Мы лежали поперек постели, плечом к плечу, изучая совершенно безжизненное пространство потолка. Выпустив струйку дыма в полумрак, я поглядел в ее сторону. Рассеянный и бледный свет электрической лампы в коридоре, едва ли освещал и пятую часть комнаты. Его владения ограничивались тьмой, поглотившей все углы спальни и гнездящейся у стены надо мной.
Не дождавшись ответа, она пошевелилась и уткнулась лицом в мое плечо. Точь-в-точь огромная белая бабочка перелетела из света в тень. Перевернувшись на левый бок, я вгляделся в полумрак. Она никогда не была для меня «книгой», изучение которой многие сравнивают с постижением женщины. Более того, она сама писала хорошие стихи и прекрасно разбиралась в литературе. Да и будучи тезкой популярной «расхитительницы гробниц», вела она совершенно иной образ жизни.
Скорее я глядел на нее с любопытством топографа, наносящего на карту неизученную ранее область. Сейчас моему взору была доступна, лишь левая сторона ее тела и левая рука, рисующая непонятные знаки на моей груди.
– Даже не знаю... - Выдохнул я вместе с новой струйкой дыма и передал ей сигарету. Я нарочно отмалчивался и тянул время, так как ожидал услышать какую-нибудь историю из ее жизни. Почему-то мне казалось, что именно сейчас ей нужно выговориться. Кроме того, я всегда с большим любопытством выслушивал подобные истории от своих близких, случайных попутчиков в купе поезда или слушая на коротких перекурах своих коллег по работе.
Собирал я эти истории с тем же увлечением, с каким в детстве коллекционировал разноцветные осколки от стеклянной посуды. Страсть эта захватила меня лет в шесть или семь. В те годы, насобирав горсть стекляшек, я забирался на самую макушку умерщвленного грозой дуба на заднем дворе дома, чтобы разглядывать сквозь них округу. Мне удавалось заглянуть вдаль километров на пять или семь. Подбирая для реки синий осколок, а для холмов на севере – желтый, я все никак не мог разглядеть то, что находилось южнее нашего городка. Узкая полоска зеленого цвета, едва заметная даже в ясную погоду, была похожа на рощу. Что же находилось за ней, так и осталось для меня загадкой на долгие годы. Совершенно незаметно мне исполнилось восемь, в тринадцать я стал ухаживать за своей одноклассницей, а в шестнадцать лет уехал поступать в институт в областной центр.
– А я любила. - Неожиданно прошептала она, и в наступившей тишине я почувствовал, как участился ритм ее сердца, где-то совсем близко с моим правым локтем. Выпущенный ею после глубокой затяжки сизый дым, окутал пологий холм правой груди и медленно поплыл в сторону ее живота. Создалось впечатление, будто бы туман, приползший из-за северных холмов, спустился на заснеженную равнину. Поглотив ее, он двинулся южнее, стремясь укрыть небольшую низкорослую рощицу и начинавшуюся за ней лощину.
Я приподнялся на локте, чтобы разглядеть всю правую – западную – часть ее тела, но полумрак надежно таил все интересные детали, предоставляя мне для исследования, лишь ее левую – освещенную коридорной лампочкой – сторону. Покружив, словно бы на высоте птичьего полета над ее животом, я снова откинулся на спину.
***
Она протянула руку куда-то в полумрак под кровать и, нащупав кнопку «play» на панели магнитофона, наполнила спальню тоскливой мелодией. Отрегулировав громкость, закрыла глаза и начала тихо подпевать «Смысловым галлюцинациям». Я последовал ее примеру и, вслушиваясь в ее дрожащий голос, мысленно взобрался на дуб из детства.
Перебрав в ладони свои разноцветные стекляшки, я выбрал осколок бутылочного донышка и задрал голову в звездное небо. Несколько секунд мой зрачок фокусировался и привыкал к прозрачности стекляшки. Покрутив головой, я отыскал в небе Марс и осколок тут же превратил его красное мерцание в проблески бортовых огней спутника. Земля ушла из-под моих ног, отдаляясь со скоростью 6,96 миль в секунду и вскоре минувшее лето, тусклое ноябрьское солнце и нудный задачник по арифметике скрылись где-то далеко-далеко внизу за пеленой перистых облаков.
– Сумасшествие какое-то… - Снова заговорила она, убавив звук магнитофона. - Знаешь, я ведь к тому моменту уже была замужем и родила дочь… Не знаю, что тогда на меня нашло, но я словно бы с цепи сорвалась: принялась себе что-то доказывать, добиваться какой-то нелепой независимости и… гулять. А потом влюбилась в одного парня, крепко, совсем потеряла голову и вскоре заявила своему мужу о том, что ухожу от него…
Она усмехнулась, закурила сигарету, сделала несколько глубоких затяжек и передала ее мне.
– Какая же я была наивная! Помню, я собрала все вещи, отправила дочь к родителям, а сама пришла к дому того парня, которого полюбила. - Ее голос стал совсем хриплым и наполнился слезами. Я не мешал ей бороться с плачем и молча докуривал сигарету. Она повернула свое лицо ко мне и по ее щеке скатилась крупная слеза, истощившаяся где-то в ущелье между нашими плечами.
– Когда я вспоминаю этот миг, то до сих пор у меня перед глазами стоит его усмешка, а в ушах звучат его слова о том, что он женат и совершенно не собирается со мной жить… - Вновь зашептала она, проглотила скомканный плачь, и негромко откашлялась. Я невольно замер, вновь приподнявшись на локте над ее телом.
– Вот тогда-то я и поняла, что способна любить. Я вернулась в опустевший дом своего бывшего, заперла на замок дверь, закрыла форточку на кухне и открыла все четыре камфорки газплиты… Я сидела на стуле, словно тряпичная кукла, совершенно не в силах думать о чем-нибудь другом, кроме как о своей ошибке. Сколько времени я так просидела, словно бы тряпичная кукла, я уже не знаю… помню только то, что мне внезапно захотелось курить. Желание было настолько сильным, что я совершенно не подумала о том, что газ уже заполнил всю кухню…
– У тебя начались галлюцинации. - Ответил я и перевел взгляд на ее грудь и живот. Проступившая в свете коридорной лампочки гусиная кожа, испещрила холм ее левой груди и равнину живота мелкими выпуклыми и вогнутыми образованиями. Точь-в-точь, как поверхность карстового плато на западе Словении, сложенного из известняка. Но меня интересовало вовсе не это. Сколько я ни старался, а правая сторона ее тела продолжала оставаться недоступной для моего взора.
Я поцеловал ее в сухие губы и, прижавшись лбом к щеке, внезапно увидел ослепительную огненную вспышку. Она заполонила собой всю кухню, на мгновение поглотила сидящую с поднесенной к сигарете зажженной спичкой на стуле девушку и вскоре выплюнула ее из себя в дальний угол. В доли секунды, вспыхнувшая одежда обуглилась, огонь проник сквозь пальцы выставленной вперед правой руки и мгновенно испепелил ресницы и волосы. Через секунду вспышка превратилась в огромный клуб дыма, в котором замелькали вспотевшие лица врачей, чей-то перекошенный воплем рот и откуда-то сверху донеслись слова: «еще повезло… только тридцать пять процентов…».
Отняв лоб от увлажнившейся слезами щеки, я бережно и совсем чуть-чуть перевернул ее ватное тело на левый бок. Вся правая сторона тела была темнее правой – от бедра и до шеи. Точно также выглядела и тыльная сторона ее правой руки – от кончиков пальцев и до самого плеча. Я схватил ее за плечи и, прижав к груди, словно бы младенца, только и смог выдавить из себя в полумрак спальни:
– Я должен был заметить это раньше…
***
По дороге в гостиницу, я купил себе бутылку пива и, сидя на подоконнике у открытого настежь окна, выпил ее в кромешной темноте гостиничного номера. Закурив и вытянувшись на постели, я закрыл глаза и представил себе родительский дом. Отыскав на чердаке завернутые в лоскут свои разноцветные стекляшки, упрятал их в карман брюк и дождался полночи.
Добравшись до рощи, я обнаружил за ней небольшую равнину, плавно переходящую в широкий и длинный – тянущийся за горизонт – лог. В лунном свете земля на равнине казалась красновато-коричневого цвета. Откопав небольшую ямку, я высыпал стекляшки на ее дно и, присыпав их землей, отправился в обратный путь…
[Тараз – Алма-Ата]
Голосование
Ваш комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесьКомментарии
*во лжи*
Еще раз повторяю: ваши оьвинения в лжи и безграмотности голословны (это просто-напросто клевета). Я все сказал. Дальнейшая дискуссия смысла не имеет. Желаю всяческих успехов.
Сережа. не обращайте на него внимание! Безграмотный и завистливый человек. И ничего более. Корректор, который мнит себя редактором. Пишите еще!
Я в последний раз обращаю внимание на Ваше существование и снова задаюсь вопросом: когда же Вы перестанете лгать? Лично мне Ваша ложь, как и внимание к моей "неизвестной" персоне, надоели. Метьте территорию в другом месте, господин Соврамши с образованием редактора... Хех, надо же, даже не покраснел... вот человек, а?!
Уважаемый господин Росс. Редакторов (специальность называется "Редактирование" (024500))выпускает Московский Государственный Университет Печати (филиал м. Сухаревская, 5 мин. пешком по Садовой-Спасской в сторону ул. Мясницкая)на факультете книжного дела и рекламы (тел. деканата 207-25-77). Весьма прискорбно сознавать, что я неправильно понят. Например, я тоже читаю рассказ (ваш же прочитал)не обращая внимания неизвестность автора. Насчет "нравится-не нравится": я критиковал исключительно язык произведения. Если Вы считаете, что я неправ, можно мою критику опровергнуть (обоснованно, естественно). Мне представляется, что Вы понятия не имеете о литературной критике, потому как никакой литературной критики с моей стороны не было (покажите мне ее). Насчет безграмотности комментариев: прошу указать мне на ошибки.
Наташенька, Вы совершенно правы! Но у этого "ника" не только злое сердце (исправить его уже не представляется возможным в силу ряда причин, о которых он знает лучше Вас и меня), но еще и масса комплексов. Я не буду козырять своими должностями, наградами и образованием... Я всегда читаю то, что написано автором, совершенно не вдаваясь в подробности того, именитый ли он писатель или нет... Так нас учили в школе, институте и еще кое-где... Послушайте, "ник" Raol, а Вы еще и лжец! Назовите мне пожалуйста хоть один университет. который бы выпускал "редакторов"?! вы знаете о таком? Вы, видимо в силу своей неграмотности, путаете литературоведов с "редактороами"? Более того, Ваши комментарии написано столь безграмотно (как с точки зрения литературной критики, так и простейшей грамматики), что подозрения в том. что Вы, уважаемый, ЛЖЕЦ - усиливаются. Уже на первом курсе факультета литературоведения студентам преподают самую прописную из всех истин: жизнь многообразна, в следствие чего и авторы разные; оценка художественного произведения не должна представлять собой обывательское "нравится - не нравится", а - "понимаю или не понимаю" автора... Предлагаю Вам разместить на нашем "малоизвестном" сайте свое собственное произведение, чтобы наглядно продемонстрировать нам сирым и убогим всю силу своего таланта и пример для подражания. Только, ради Бога, не воруйте произведения у авторов Вашего издания ("редактором" которого Вы являетесь). Напишите сами... Лично я буду ждать. Если же Вы малодушно отпишитесь или в очередной раз, господин Соврамши, выдумаете небылицу. вроде - "я читатель", то, будьте так любезны, читайте тех авторов, которые соответствуют Вашему вкусу, произведения которых не являются примером "безграмотности" и проч. Словом, гадьте в другом месте. С уважением, С.Р.
Наташенька, Вы совершенно правы! Но у этого "ника" не только злое сердце (исправить его уже не представляется возможным в силу ряда причин, о которых он знает лучше Вас и меня), но еще и масса комплексов. Я не буду козырять своими должностями, наградами и образованием... Я всегда читаю то, что написано автором, совершенно не вдаваясь в подробности того, именитый ли он писатель или нет... Так нас учили в школе, институте и еще кое-где... Послушайте, "ник" Raol, а Вы еще и лжец! Назовите мне пожалуйста хоть один университет. который бы выпускал "редакторов"?! вы знаете о таком? Вы, видимо в силу своей неграмотности, путаете литературоведов с "редактороами"? Более того, Ваши комментарии написано столь безграмотно (как с точки зрения литературной критики, так и простейшей грамматики), что подозрения в том. что Вы, уважаемый, ЛЖЕЦ - усиливаются. Уже на первом курсе факультета литературоведения студентам преподают самую прописную из всех истин: жизнь многообразна, в следствие чего и авторы разные; оценка художественного произведения не должна представлять собой обывательское "нравится - не нравится", а - "понимаю или не понимаю" автора... Предлагаю Вам разместить на нашем "малоизвестном" сайте свое собственное произведение, чтобы наглядно продемонстрировать нам сирым и убогим всю силу своего таланта и пример для подражания. Только, ради Бога, не воруйте произведения у авторов Вашего издания ("редактором" которого Вы являетесь). Напишите сами... Лично я буду ждать. Если же Вы малодушно отпишитесь или в очередной раз, господин Соврамши, выдумаете небылицу. вроде - "я читатель", то, будьте так любезны, читайте тех авторов, которые соответствуют Вашему вкусу, произведения которых не являются примером "безграмотности" и проч. Словом, гадьте в другом месте. С уважением, С.Р.
Послушайте,ре...гм...дактор.Шли бы Вы ,да редактировали туда,где Вам деньги платят.Не засоряйте "неизвестный" сайт своим словоблудием.Текст всегда можно исправить,а вот злое сердце попробуй, отредактируй.
Многоуважаемый Росс. Прошу извинить меня за то, что достал Вас, как вы очень поэтично выразились, как Маугли банан (может Вы все-таки поэт?). Выражаю недоумение Вашим интересом относительно моего пола и настоящего имени. Имя мое (и пол)значения для Вас не имеет, также как и Ваше для меня. Будь оно известно в литературных кругах, весьма сомнительно, что я стал бы критиковать рассказ неизвестного автора на малоизвестном сайте. Мой интерес к тексту профессионален, поскольку я редактор по образованию. В моем последнем комментарии я обращался не к Вам, а к Наташе, дабы развеять недоверие к моей скромной персоне (хотя, впрочем, это неважно). На Вашем месте я был бы рад всякой критике, ибо, я считаю, любому писателю она необходима (жаль, что Вы этого не понимаете) . Касательно остальных Ваших претензий могу сказать: комментария они не достойны. С уважением, Раол.
Наташенька, спасибо Вам за поддержку! Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Этот самый Raol, согласно этой поговорки - непогрешим! Первый после Бога... Как Вы? Что новенького написали?
Перечитал ваш комментарий. Вот тут вот усомнился в Вашей непогрешимости: "Очевидно автор не потрудился дать тексту хоть какую-нибудь редакцию..." - дают в долг или в морду... Юноша (или - девушка?), дайте ссылочку на Ваши произведения...
Ну вот, Вы и достали меня, как Маугли - банан... Во-первых, Вы, как "читатель" - можете верить или не верить: Ваше право. Как и у меня есть АВТОРСКОЕ право: на Вас либо на себя самого. Во-вторых, я так и не дождался ссылочки от Вас: на Вашу СЮЖЕТНУЮ, ИДЕАЛЬНУЮ, ВЗРОСЛУЮ, ДИНАМИЧНУЮ прозу... Или, на худой конец, поэзию. В-третьих, Вы не могли бы сменить свой ник? Не поймешь: Вы - мужчина или женщина? Или стыдитесь собственной фамилии? Или же Ваша фамилия настолько известна в литературных кругах, что Вы хотели бы присутствовать здесь инкогнито? И последнее. Как только вырастите из штанишек юношеского максимализма, дайте знать - очччень бы хотелось почитать Вас... Будете гадить на моих страничках, не забудьте добавить подпись: "Raol" (тьфу, ты, Господи, как хоть читается этот набор букв?!)...
Наташа, мне неясно чему вы не верите. То, что в тексте множество ошибок - очевидно. Если еще пару раз прочитать можно найти еще столько же. Очевидно автор не потрудился дать тексту хоть какую-нибудь редакцию и в таком непотребном виде выставил на суд публики. Для меня, как для читателя, это просто оскорбительно. Поэтому ни о какой адекватной оценке рассказа не может быть речи. Мое "вяло, вяло" относится к нижерасположенному коментарию господина Росса, который, видимо, считает его весьма остроумным.
Я,как читатель,не верю Вам,Raol.
Вяло, вяло... Не умеете вы... Впрочем, извините за излишнюю резкозть.
И еще... (ухмыляясь и выдавливая из себя): а Вы часто "в нее на дно ЛОЖИТЕ"? Видимо, часто... Жаль мне Вас... Кто же Вас так обидел?
Надо же, как Вам ПОНРАВИЛОСЬ?! " Итог: безобразно написанный рассказ с сомнительным смыслом. Что вы, собственно, хотели выдавить из себя? Raol 07.12.2006 "высыпал стекляшки на ее дно" Правилнее в нее. Raol 07.12.2006 "упрятал" вместо спрятал. Raol 07.12.2006 Разве выплевывать можно не из себя? Абсурд... Raol 07.12.2006 Н-да, что-то у вас везде полумрак...Лень считать сколько раз повторяется это слово в тексте. Raol 07.12.2006 В 4-м абзаце деепричастие "слушая" стоит заменить глаголом прошедшего времени "слушал" или убрать вовсе. Raol 07.12.2006 Слово "полумрак" повторяется в следующем абзаце. Понятно, что полумрак продолжается с первого абзаца. И вообще, мне кажется, что описаню освещения комнаты уделено слишком много внимания. Raol 07.12.2006 Зачем "неизученную ранее" вместо просто неизученную. Raol 07.12.2006 Гм... Есть ли жизнь на потолке? Хотя есть, наверное... В виде комаров, тараканов и пр. насекомых. Raol 07.12.2006 А что, пространство потолка бывает не совершенно безжизненным (или совсем не безжизненным)? И почему "пространство"?" - спасибо Вам за все комменты. Ошибки исправлю. Путь мой лежит и через Вас...
Итог: безобразно написанный рассказ с сомнительным смыслом. Что вы, собственно, хотели выдавить из себя?
"высыпал стекляшки на ее дно" Правилнее в нее.
"упрятал" вместо спрятал.
Разве выплевывать можно не из себя? Абсурд...
Н-да, что-то у вас везде полумрак...Лень считать сколько раз повторяется это слово в тексте.
В 4-м абзаце деепричастие "слушая" стоит заменить глаголом прошедшего времени "слушал" или убрать вовсе.
Слово "полумрак" повторяется в следующем абзаце. Понятно, что полумрак продолжается с первого абзаца. И вообще, мне кажется, что описаню освещения комнаты уделено слишком много внимания.
Зачем "неизученную ранее" вместо просто неизученную.
Гм... Есть ли жизнь на потолке? Хотя есть, наверное... В виде комаров, тараканов и пр. насекомых.
А что, пространство потолка бывает не совершенно безжизненным (или совсем не безжизненным)? И почему "пространство"?