Афродита
Афродита или Венера – богиня любви. Ее имя стало синонимом Любви и Красоты, и по сей день, художники воплощают в них свое представление о Красоте.
В древнейших мифах образ Афродиты не столь романтичен. По одной из ранних версий она происходила из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. В этом мифе прослеживается первородное начало Афродиты, не столько богини любви, сколько покровительницы деторождения, моря, вечной весны и жизни, дарующей изобилие. Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это подательница жизни. Одновременно с ней из крови Урана появились эринии и гиганты, олицетворяющие ужасные порывы бессознательного. Скульптура V в . до н.э. изображает не кокетливую и капризную женщину, а мощную, с почти мужской фигурой богиню, в образе которой еще сохранились черты Великой Матери. В руке у нее не зеркало, атрибут гетеры, а букет цветов, в соответствии с ее эпитетами «священносадовая», «Афродита в стеблях». |
Но постепенно для людей все важнее становилась сама любовь мужчины и женщины, а не многочисленное потомство, и Афродита принимает функции богини плотской любви. В мифологии она теперь называется дочерью Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. Богиня принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое, чего стоит одна история с попаданием в сети, сплетенные Гефестом. В искусстве архаики и классики она представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н.э. — полунагой или совершенно обнажённой, ее образ становится все более эротичен. Несколько особняком стоит Афродита Милосская (конец III , начало II в. до н. э). Ее нельзя назвать кокетливой, она спокойна, гармонична и прекрасна, сочетая в себе черты и покровительницы деторождения, и прекрасной богини Любви, и земной женщины. |
Но на смену эллинской культуре приходит аскетичное средневековье, и Венера, богиня плотской любви отступает в тень. Становится не принято показывать грешную плоть обнаженной. Женщины на средневековых картинах не объект вожделения, и обнаженную фигуру можно увидеть, разве что, на изображениях Адама и Евы, да у терзаемых в аду грешников.
Одним из первых в Германии художников, решившихся изобразить Венеру, был Лукас Кранах Старший. На юге Европы уже творят Тициан и Джорджоне, но для Германии изображение обнаженной языческой богини уже говорит о многом. «Венера» Кранаха во многом уникальна. Она трогательно сочетает в себе эстетику средневековья и новые веянья: округлые, даже сутулые плечи, маленькая грудь и фигура девочки подростка, так не похожи на пропорциональных Венер, Диан и Психей итальянских мастеров. Но и тема картины, и пейзаж на заднем плане – во всем видно влияние Возрождения. В Италии и Флоренции появляются многочисленные изображения Венеры, словно вернулись времена языческого поклонения этой богине. Художники рисуют в виде Венер своих любовниц, а иной раз и заказчиц. Тициан создает целую серию картин: «Венера и Амур», «Венера и Амур с органистом»,. «Венера перед зеркалом», «Венера с собакой и органистом» , где Венера предстает современницей художника. |
Одна из самых известных картин Тициана – Венера Урбинская . Прелестная юная девушка с нежным румянцем на щеках, русые волосы рассыпаны по плечам, весь образ дышит негой и невинностью.
Вообще, образ Венеры в эпоху Возрождения – прекрасная, гармоничная, зрелая женщина: такова «Спящая Венера» Джорджоне.
Боттичелли представляет собой отклонение от основного течения Итальянского Возрождения, ориентированного на ясную, логичную, рациональную форму, в нем было что-то странное, нервозное. Поэтичность сочетается в них с болезненной надломленностью, композиция вычурна и загадочна, контуры жестко прорисованы. Художник не сосредоточивается на сюжете, ему важнее музыкальная пластичность линий, в которых выражены присущие ему иррациональность и мистическая религиозность. |
Боттичелли вкладывал в них сложный философско-аллегорический смысл; может быть, он действительно пытался в образе Афродиты слить черты языческой, телесной, христианской и духовной красоты. Долгое время забытый, он вновь стал популярен в конце XIX в., особенно в кругах английских интеллектуалов, от прерафаэлитов до художников эпохи модерна.
Викторианская эпоха словно в миниатюре повторила средневековье. Снова диктат церкви, критики осуждают все работы эротического характера, называя их безнравственными.
Когда знаменитая картина Альберта Мура "Венера" была выставлена в 1869 году в Королевской Академии, грубая и почти мужская форма обнаженного тела Венеры сразу подверглась нападкам британских критиков, которые заявили о том, что даже кожа ее не женская.
Фигура Венеры, ее поза поразительно похожа на Венеру Милосскую, хотя проигрывает знаменитой статуе в грациозности. И, хотя, складки ткани, цветущее дерево на заднем плане, нарисованы с большим правдоподобием, в женской фигуре есть что-то от холодности мрамора.
На полотне "Венера Вертикордия" (1864-68), одном из шедевров Данте Габриэля Россетти, Венера предстает роковой женщиной, чья чувственная и околдовывающая красота предназначена для разрушения мужских судеб.
Вечно юная Афродита может принимать разные обличья, но красота не перестает покорять сердца.
Голосование
Ваш комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесьКомментарии
Исключительно важный и интересный материал и форма подачи. Я занимаюсь репортажем и публикацией новинок с выставок современных художников Украины и не только во Львове. В украинском языке есть более широкое понятие слова художник - "МИТЕЦЬ", что включает в себя название личностей, занимающихся всеми видами художественного творчества:литература, музыка, живопись,скульптура, кино, архитектура и др. Сейчас я ищу имя древней богини - покровительницы живописи, скульптуры,архитектуры, словом, изобразительного искусства. Если кто знает, подскажите, пожалуйста. С ув. ОЛЕКСА. nagornybook@mail.ru
статья классная. и по учебе мне помогла!
Статья очень близка мне и понравилась.Приобщаю студентов...но
Статья понравилась, но хотелось бы увидеть более детальный сравнительный анализ образа Венеры и связь изменений в образ с эпохой написания.
Интересный обзор, спасибо! Однако, категорически не согласен с характерстикой "Рождения Венеры" Боттичелли. Я бы сказал, что отличие Боттичелли от "основного течения итальянского Возрождения" не в какой-то "надломленности", "нервозности", "вычурности". Скорее, он отличается холодностью, рационалистичностью - он в этом смысле близок как раз к средневековой эстетике, стремившейся превратить изображение в текст. Ведь что в первую очередь обращает на себя внимание при сравнении Венеры Боттичеллии с другими представленными здесь же ренессансными Венерами? Её совершенство и "рафинированность" - в отличие от пышущих чувственностью и "богатством тела", скажем, тициановских Венер. Иначе говоря, "Рождение Венеры" - это очень органичный синтез новой ренессансной эстетики и _техники_ живописи, с одной стороны, и средневекового (схоластического?) интеллектуализма и рафинированности.
Было интерестно читать о диградации красоты с античных веков.Большое спасибо!!!
Спасибо большое!!!