Главная / Изобразительное искусство / Рисование / Сочинение по картине или очерки юных искусствоведов

Сочинение по картине или очерки юных искусствоведов

Галина Щедрина

А вы когда-нибудь писали сочинение по картине? Ну, если не брать во внимание тех, кто занимается этим профессионально, то есть статьи искусствоведческие сочиняет, то таких наверно всё равно будет много. В средней школе учителя русского языка и развития речи часто проводят сочинения по картине – это важное звено программы обучения, вот только впечатления от него у всех остаются разные. И как вам? Для кого-то сочинение по картине запомнилось, как скучное, муторное, совершенно бесполезное занятие, а для меня, например, оно было самым желанным, невероятно творческим и познавательным.

Мировые шедевры изобразительного искусства не оставляют равнодушным никого – это многократно доказано, вот только как правильно начать с ними знакомство, чтобы постепенно проникнуться, во всем разобраться и понять их особую ценность? Да, не проста работа педагога, но именно от него зависит так много. Ведь, чтобы чему-либо научить – надо заинтересовать, а чтобы заинтересовать – надо найти, узнать, показать и рассказать всё только самое интересное, причем без личного азарта тут не обойтись – дети сразу разгадают безучастность, и тогда все старания будут тщетны.

Приобщить к изобразительному искусству может только тот учитель, который сам обладает обширными знаниями в этой области. Для преподавателя художественной школы такие знания являются профилирующими, ну а в общеобразовательных школах дела обстоят с ними не очень хорошо. Судя по последним исследованиям, выпускники Московского Педагогического Государственного Университета, студенты-филологи, то есть будущие учителя, ориентируются в этой области весьма неуверенно: такие художники, как Пластов, Брюллов, Поленов и Тропинин, например, известны лишь 10% учащимся. Но даже для таких сейчас есть масса методических пособий, включающих и вспомогательные тексты, и сами картины для работы, и планы бесед на уроках – было бы желание. А ведь написание сочинения по картине и сама подготовка к нему вместе с преподавателем помогают эффективно развивать речевые навыки, творческое мышление, а так же значительно расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Школьные сочинения пишут в основном по картинам русских художников XIX – XX вв., так как они наиболее близки и понятны детям. Для младших классов подбирают работы с простой композицией, не перегруженной деталями, выполненные в простом цветовом решении. Для ребят постарше выставляют работы многоплановые, сложные по цвету, часто с историческим или библейским сюжетом, целостной композицией и с непременно ярко выраженной авторской индивидуальностью. В такие работы можно всматриваться часами, чтобы не упустить ни одной важной детали, охарактеризовать мастерство художника, технику и особую творческую манеру. Однажды написав обо всем этом, картина запомнится надолго, а если еще и о художнике расскажут что-нибудь интересное, то эти знания будут не просто фрагментарными, учебными, но и лягут в основу системы личного представления искусства, а это на всю жизнь.

Как написать сочинение по картине? На первый взгляд ответ прост – описать то, что видишь: сюжет, композицию, цвета, отметив «говорящие» детали и охарактеризовав картину в целом. В школе нас просили «написать» картину словами так, чтобы тот, кто никогда не видел, мог не только представить себе ее, но и почувствовать настроение художника, ту атмосферу, созданную им на холсте, в легком отражении наших собственных эмоций, а иногда и фантазий. Ведь каждому свойственно видеть в живописи что-то близкое, пусть иногда и не существующее реально, но непременно таинственное и манящее. Такое сочинение, дополненное рассказом о художнике, – почти искусствоведческая работа, хотя педагоги скромно называют его сочинением-рассуждением или сочинением-описанием. Искусствоведческие очерки взрослых, высокообразованных людей у меня порой вызывают скуку (поистине достойных не так уж и много), а иногда и негодование (такое пишут!), а вот детских очерков почему-то не публикуют, жаль.

Иван Константинович Айвазовский Девятый вал

Иван Константинович Айвазовский Девятый вал

Юный Айвазовский любил играть на скрипке, петь и рисовать самоварным углем на стенах домов, а еще он испытывал просто необыкновенную страсть к морю с рождения и до конца своих дней.
Валентин Александрович Серов Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой)

Валентин Александрович Серов Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой)

В 10 лет он уже учился рисованию и живописи у великого русского художника И.Е. Репина.

Эта работа – начало славы Серова: «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – в этом он был новатором.

Алексей Кондратьевич Саврасов Грачи прилетели

Алексей Кондратьевич Саврасов Грачи прилетели

В детстве Саврасов зарабатывал тем, что писал небольшие пейзажи на продажу. Долго художник ждал подходящего момента, взрыва, который даст жизнь его дремлющему вдохновению. Грачи прилетели – момент настал, родился шедевр, ставший своеобразным символом России.

Суриков говорил, что ощущает историю по-особому, как живую реальную действительность, в этом его отношении и его собственная уникальность, как великолепного исторического живописца.

Исторический момент, запечатленный художником обрел необычайную образность, являющую собой живой, сложный, многострадальный переход наших предков из одной веры в другую.

Аркадий Александрович Пластов Юность. утро

Аркадий Александрович Пластов Юность. утро

«Быть только живописцем и никем более!»

Пластов никогда не писал людей, которые у него лично не вызывали никакой симпатии, а симпатичны ему были в основном простые крестьяне, труженики, поэтому он прославился, как художник, находящий вдохновение в особой поэзии сельского труда, единого с миром живой природы.

Галина Щедрина

www.art-dealer.narod.ru

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 7 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Комментарии

Галина Щедрина. Сочинение по картине или очерки юных искусствоведов

помогите написать сочинение по картине м.вишняк "букет сентября"

юля